Украинская элита на молитвенном завтраке…За ЧТО молились Порошенко, Тимошенко, Турчинов, Гройсман, Яценюк и др. элитарии, вместе с анафемным патриархом Филаретом?
Настоящим выпуском редакция “пП” публикует обзор проблемной статьи Александра Роджерса от нашего постоянного автора Геннадия Яковлевича Медника. Эта статья в предварительном её обсуждении вызвала живой интерес и неоднозначное к ней отношение у наших постоянных читателей и комментаторов. Редакция “пП” считает что наша дискуссионная площадка “спор-ринг “пП”, это как раз то, достойное, место, где ” в споре рождается Истина”.
Главред “пП” Вилен Очаковский.
О статье А. Роджерса «Откуда берутся страновые элиты и почему на Украине их нет и не будет» https://cont.ws/@alexandr-rogers/2040590%20
Недавно на Конте прочитал я статью известного общественного активиста, журналиста, публициста, автора блога на ЖЖ Александра Роджерса. Статья называется «Откуда берутся страновые элиты и почему на Украине их нет и не будет». О чем статья? Если покороче, то вот о чем.
Автор задается очень не простыми и актуальными вопросами. Отчего в нашей стране Украине никак не удается выпестовать элиты – настоящие, государственнические? Как получается, что каждый новый набор управленцев, политиков страны, становится еще беспомощней и хуже предшественников? И почему среди этих элитариев практически нет людей, мыслящих по-государственному, настоящих борцов за реальный суверенитет страны?
Автор считает, что эти вопросы нужно рассматривать системно, оценивая всю совокупность исторических обстоятельств и фактов.
Во-первых, менталитет и ценности конкретных сообществ людей складывались веками под влиянием исторических обстоятельств – отмечает А. Роджерс. И приводит оценку этих обстоятельств и фактов в развитии разных частей Древней Руси.
На севере и северо-востоке, в Новгородской и Московской Руси, чтобы выжить в суровых условиях региона, люди были вынуждены действовать совместно, общиной, выживали «миром». Так вызревала русская идея соборности, понимание необходимости управления всем сообществом, т.е. идея государственности.
Государство в «тучные» годы создавало запасы всего необходимого для жизни, а в годы «тощие» – открывало закрома. Именно Государство организовывало защиту сообщества людей от набегов многочисленных охотников до чужого добра. А если кто-то попадал в беду (плен, рабство, например)- государство выкупало его, за счет денег и ценностей специального налога, собираемого с членов сообщества. В общем, люди понимали, что падение государства – это беда, смута и разруха, глад и рабство, истребление сообщества в целом.
На юге Руси исторические обстоятельства складывались иначе. В результате монгольского нашествия и внутренней смуты государство пало. Что было делать будущим «украинцам»? Ни защиты. Ни помощи. А край богатый – палку в землю воткнешь – растет. Поэтому выживали индивидуально, не общиной, а хуторами. Каждый сам за себя, один Бог за всех. «Мир» был разрушен – пишет автор.
Вот ввиду таких разных исторических обстоятельств и менталитет, и подходы сформировались по-разному. «Там, где русский, попадая во власть, начинал заниматься развитием экономики и модернизацией армии – для коллективной безопасности, будущий «украинец» мечтал «нацарювать сто рублей и втикты (сбежать)»» пишет Александр Роджерс.
(Спорно? Да! Здесь я не могу не сделать некое отступление от текста Роджерса. Я думаю, напрасно он так обобщает. В РФ тоже пруд пруди чиновниками, которые живут и работают по тому же принципу – нацаревать сто рублей и сбежать. Так что это общая наша беда.)
Во-вторых, так исторически сложилось, что Россия вынуждена была противостоять многочисленным «партнерам», желающим добраться до ее богатств. От Ледового побоища, до Куликовской битвы и Италийского похода А.В. Суворова. В этом противостоянии формировались поведенческие шаблоны русских людей.
Собственно, поведенческий шаблон был и есть один: стоять насмерть. Для русских «массовый героизм» – это не всплеск, это норма, это военная повседневность. У русских воинов тезис «Можно было как-то иначе» вызывает удивление. О такую живую стену разбивались многие захватчики.
(Здесь я опять делаю отступление от текста статьи Роджерса. Великий русский поэт Федор Тютчев, с потомком которого Дмитрием Тютчевым, фронтовиком, полковником в отставке, судьба наградила меня дружбой, писал:
Ужасно та стена упруга,
Хоть и гранитная скала, –
Шестую часть земного круга
Она давно уж обошла…
Ее не раз и штурмовали –
Кой-где сорвали камня три,
Но напоследок отступали
С разбитым лбом богатыри…
Стоит она, как и стояла,
Твердыней смотрит боевой:
Она не то чтоб угрожала,
Но… каждый камень в ней живой..)
Возвращаюсь к тексту статьи Роджерса.
Отчаянных, славных и бесстрашных воинов было много и в Малороссии. Автор называет и Ивана Богуна, и Максима Кривоноса, говорит о многих – от Ивана Кожедуба до Людмилы Павличенко. Но все они, были гражданами либо РИ либо СССР, то есть были «имперцами» и считали себя русскими. И для нынешнего украинского режима в качестве примера для подражания не подходят. Поэтому в сегодняшней Украине другие герои и примеры для подражания, с совершенно другими стереотипами поведения и нормами.
Например «сичевые стрельцы» Австро-Венгерской армии. Которые в первом же бою были разгромлены и бежали с поля боя. Результатом был Брусиловский прорыв, рекордный по глубине и скорости наступления. Или пример из Великой Отечественной войны. 4-я гренадерская дивизия Ваффен СС «Галиция», так почитаемая в нынешней Украине была тоже разгромлена в первом же бою и больше в боях не участвовала, выполняя карательные функции. «И если вам навязывают такие образцы для подражания, то результат будет немного предсказуем – отмечает автор. И приводит пример из недалекого прошлого, когда на Мариупольском направлении при приближении ополченцев мятежных республик, воины –западенцы покинули позиции и остановились только в Ровно..
Выбор примеров для подражания в сегодняшней Украине происходит примерно так же.
Так сложилось, что государственные деятели, дипломаты, ученные, военные, творческие люди из Малороссии смогли себя реализовать, в имперской парадигме, в том, что называют русским миром. Вот и получается, что Гоголь, Вернадский, Булгаков да всех и не перечислишь, в качестве творцов сегодня не приемлемы в стране и фактически под запретом. А кто же тот светоч, который освещает дорогу к светлому будущему? Это некто Леопольд Захер Мазох, основатель и идеолог мазохизма. Или, к примеру, Маркиян Лемкивський, памятник которому стоит вроде во Львове. О нем кроме жителей родного хутора никто никогда не знал. Не слышали даже сами жители Львова.
В третьих. Общеизвестно, что навыки государственного управления, государственности в целом связаны с определенной преемственностью, с традициями. Способы и методы реализации проходят проверку практикой и передаются от одного поколения управленцев другому, пусть в виде баек-рассказов, традиций, разных формальных и не формальных методик, «трудовых династий» наконец.
К сожалению, ничего из этого в Украине нет. Связь с Россией, как государством – метрополией утрачена, своих традиций нет. Старейшина президентского корпуса Кравчук еще обладал такими знаниями и навыками, как управленец еще имперского уровня, но каждая последующая когорта политиков и чиновников таких знаний и умений имела все меньше и меньше.
В четвертых. Об институтах формирования и выбраковки элит. Автор отмечает, что в России формирование элит начинается от суворовских училищ (кадетских корпусов) до МГИМО. Он не обманывается (скажем МГИМО еще то блатное болото) но учат там знатно. (Добавлю от себя, что в РИ элиту воспитывали с младых ногтей, домашним, гимназическим, а потом и университетским образованием и воспитанием. Мы помним и о Царскосельском лицее и Пажеских корпусах). Выбраковка элит тоже проходила знатно. Вельможа Меньшиков на старости лет пешком потопал в Сибирь за грехи. Не забыл автор и Ходорковского, Улюкаева в современной России. Т.Е социальные лифты должны работать в обе стороны.
А вот об Академии госслужбы при Президенте Украины автор пишет, как о шарашкиной конторе по выдаче дипломов «за кабанчика». Прав ли он?
Наконец в пятых.. Автор считает, что Москва по-прежнему тащит из провинции (пусть Украина и бывшая провинция)всех боле-менее талантливых и стОящих специалистов. Взамен сбрасывая свой неликвид. Автор упоминает Климкиных, Бабченко, Пономаревых Киселевых, Ганополских. Откуда же взяться элите? И делает вывод. Тут я его просто процитирую: «Итого, мы видим на Украине отсутствие традиций государственности и институций формирования элит, местечковость мышления (хуторянство, отсутствие стратегического мышления), как говорили классики «низкое качество человеческого материала» и дополнительный негативный отбор, в результате которого из бездарных и глупых во власть пробиваются лишь самые подлые и беспринципные.
В результате клоун-президент и ветеринар-глава СНБО – это всего лишь очередная итерация на пути деградации. Следующая будет ещё хуже. Если, конечно, будет».
А что думает по этому поводу читатель?
Технический постскриптум
А что думают о «страновом элитоведении» Александра Роджерса в контексте украинских реалий наши постоянные авторы, комментаторы и читатели – смотрите в следующем выпуске «просто Правды»
Главред «пП» Вилен Очаковский
Привіт.
Привіт і тобі, друже Леоне, взаємно! Нарешті, я дочекався від тебе, нажаль, мікроскопічної, відповіді. Сподіваюсь, наступне повідомлення(у форматі обіцяної статті) буде значно обсяжнішим. Чекатиму надалі!
Ліричний відступ про день шахтаря сподобався, навіяв спогади. Про решту поговоримо. Вже не перший рік я бачу, як ти і твої кореспонденти ностальгують за СРСР. А скажи-но мені, чому ж ти в 82-му році попав в психушку? Все ж було так чудово. І дійсно, 100 відсотків людей, і я в т.ч підтвердять – люди тоді жили найкраще за всі роки тривалості СРСР. А тобі, бач, чому-то щось не подобалось. Зауважу, особисто я політикою не займався і Союз, на відміну від тебе, своїми діями не розвалював, не виходив, так як ти, на мітинг з жовтосинім прапором, не боровся проти (за твоїми словами) комуняків.
Отже, в розвалі СРСР є і твоя заслуга. Тепер тобі, не подобається незалежна Україна і так хочеться знову до Москви, подалі від ,,націоналістичної” України. А Рф-ія ну прямо-таки свята та божа. І немає в ній ні нацистських, ні шовіністичних мітингів?
ЗСУ на Донбасі убивають дітей. А ЗС РФ обстрілювали Грозний в Чечні і повністю зруйнували його, виключно пряниками і квітами.
ЗС РФ, я впевнениий в цьому, не мають ні совісті, ні честі. Приклад – Іловайськ. Домовившись про вихід ЗСУ, вони підло відкрили вогонь і розстрілювали українських хлопців.
Не буду описувати враження від усіх твоїх кореспондентів. Досить Ліди Березовської. Вона так і бризкає отрутою. Добре, що хоч не може вкусити.
Отже підсумуємо. До тебе, як до людини, брата по класу в мене ставлення по людськи нормальне. В політичному плані – ми діаметрально протилежні і м’яко кажучи – опоненти.
Бажаю здоров’я і всіх благ.
Леон.3.9.21 року.
Леоне, брате мій по кайлу і лопаті, я щіро вдячний тобі за побажання мені здоров’я і всіх благ, але більше мені, крім цього сказати тобі нічого й дискутувати з тобою теж немає аж ні краплі сенсу, бо ти є переконаний НАЦІОНАЛІСТ бандерівської орієнтації, а я – переконаний ІНТЕРНАЦІОНАЛІСТ ОЛЕСЕБУЗИНІВСЬКОЇ ОРІЄНТАЦІЇ.Але, аби задовільнити твою палку потребу щодо дискусії в цій темі. я наразі надішлю твій коментар тернопільчанці Лідії Березовській, і, я певен, вона прийме твій гіперпатріотичний виклик.
Сто безхворобних років – тобі, Леоне і повноцінного добробуту, пиши, завжди радий спілкуванню з тобою, щіро вдячний за доброту до мене, Вілен.
P.S. Лікбез для свідомого українця пана Леона Ладчука: https://mt-smi.mirtesen.ru/blog/43635208877/Kak-opolchentsyi-Donbassa-sem-let-gonyayut-NATO?utm_referrer=mirtesen.ru
А на Украине всегда так было -где соберутся два украинца,сразу возникнет три гетьмана. Главная мечта местечкового рогулья,добравшегося до государственных закромов-стать ПАНОМ! Пан- это их ВСЕ!Панувать и керувать…Неважно где,кем и чем..Главное-быть выше другого! И что характерно,стоит только кому-то добраться до власти,так сразу и тащат всех за собой- кума,свата,брата и братову в придачу.Ибо : “св1й до свого,по свое”Посмотрите,во что превратился славный Киев? В сплошной хутор….
А вот, как считает нужным относиться к российской “страновой элите” писатель и политик, лидер партии “За правду” Захар Прилепин: https://prostopollitik.mirtesen.ru/blog/43558884892/-K-vam-yavyatsya-Prilepin-predrek-rossiyskoy-elite-revolyutsionn?utm_referrer=mirtesen.ru
Ну Прилепин и себя относит к категории элита и друзья у него элитарные: Шаргунов, Навальный. Эдичка Лимонов (ныне усопший) все борцуны с рыжымом. И вообще гаишника считать элитой это нонсенс. просто Жека решил как то показать себя. засветиться перед лохторатом, выборы на носу. а он себя ничем не проявил, кроме нескольких портянок в интернете. А интернет такая штука. всё помнит и скрыться, если хоть раз засветился уже не получится. вот и за прошлые “грешки” пусть отчитается.https://www.youtube.com/watch?v=pAM0uD2z8xA