Элиты Украины. Реальность или химера?

Украинская элита на молитвенном завтраке…За ЧТО молились Порошенко, Тимошенко, Турчинов, Гройсман, Яценюк и др. элитарии, вместе с анафемным патриархом Филаретом?

Настоящим выпуском редакция “пП” публикует обзор проблемной статьи Александра Роджерса от нашего постоянного автора Геннадия Яковлевича Медника. Эта статья в предварительном её обсуждении вызвала живой интерес и неоднозначное к ней отношение у наших постоянных читателей и комментаторов. Редакция “пП” считает что наша дискуссионная площадка “спор-ринг “пП”, это как раз то, достойное, место, где ” в споре рождается Истина”.

Главред “пП” Вилен Очаковский.

О статье А. Роджерса «Откуда берутся страновые элиты и почему на Украине их нет и не будет»  https://cont.ws/@alexandr-rogers/2040590%20

Геннадий Медник gmednik@gmail.com

Недавно на Конте прочитал я статью известного общественного активиста, журналиста, публициста, автора блога на ЖЖ Александра Роджерса. Статья называется «Откуда берутся страновые элиты и почему на Украине их нет и не будет». О чем статья? Если покороче, то вот о чем.

Автор задается очень не простыми и актуальными вопросами. Отчего в нашей стране Украине никак не удается выпестовать элиты – настоящие, государственнические? Как получается, что каждый новый набор управленцев, политиков страны, становится еще беспомощней и хуже предшественников? И почему среди этих элитариев практически нет людей, мыслящих по-государственному, настоящих борцов за реальный суверенитет страны?

Автор считает, что эти вопросы нужно рассматривать системно, оценивая всю совокупность исторических обстоятельств и фактов.

Во-первых, менталитет и  ценности конкретных сообществ людей складывались веками под влиянием исторических обстоятельств – отмечает А. Роджерс.  И  приводит оценку этих обстоятельств и фактов в развитии разных частей Древней Руси.

На севере и северо-востоке, в Новгородской и Московской Руси, чтобы выжить в суровых условиях региона, люди были вынуждены действовать совместно, общиной, выживали «миром». Так вызревала русская идея соборности, понимание необходимости управления всем сообществом, т.е. идея государственности.

Государство в «тучные» годы создавало запасы всего необходимого для жизни, а в годы «тощие» – открывало закрома. Именно Государство организовывало защиту сообщества людей от набегов многочисленных охотников до чужого добра. А если кто-то попадал в беду (плен, рабство,  например)- государство выкупало его, за счет денег и ценностей специального налога, собираемого с членов сообщества. В общем, люди понимали, что падение государства – это беда, смута и разруха, глад и рабство, истребление сообщества в целом.

На юге Руси исторические обстоятельства складывались иначе. В результате монгольского нашествия и внутренней смуты государство пало. Что было делать будущим «украинцам»? Ни защиты. Ни помощи. А край богатый – палку в землю воткнешь – растет. Поэтому выживали индивидуально, не общиной,  а хуторами. Каждый сам за себя, один Бог за всех. «Мир» был разрушен – пишет автор.

Вот ввиду таких разных исторических обстоятельств и менталитет, и подходы сформировались по-разному. «Там, где русский, попадая во власть, начинал заниматься развитием экономики и модернизацией армии – для коллективной безопасности, будущий «украинец» мечтал «нацарювать сто рублей и втикты (сбежать)»» пишет Александр Роджерс.

(Спорно? Да! Здесь я не могу не сделать некое отступление от текста Роджерса.  Я думаю, напрасно он так обобщает. В РФ тоже пруд пруди чиновниками, которые живут и работают по тому же принципу – нацаревать сто рублей и сбежать. Так что это общая наша беда.)

Во-вторых, так исторически сложилось, что Россия вынуждена была противостоять многочисленным «партнерам», желающим добраться до ее богатств. От Ледового побоища, до Куликовской битвы и Италийского похода А.В. Суворова. В этом противостоянии формировались поведенческие шаблоны русских людей.

Собственно, поведенческий шаблон был и есть один: стоять насмерть. Для русских «массовый героизм» – это не всплеск, это норма, это военная повседневность. У русских воинов тезис «Можно было как-то иначе» вызывает удивление. О такую живую стену разбивались многие захватчики.

(Здесь я опять делаю отступление от текста статьи Роджерса.  Великий русский поэт Федор Тютчев, с потомком которого Дмитрием Тютчевым, фронтовиком, полковником в отставке, судьба наградила меня дружбой, писал:

Ужасно та стена упруга,
Хоть и гранитная скала, –
Шестую часть земного круга
Она давно уж обошла…

Ее не раз и штурмовали –
Кой-где сорвали камня три,
Но напоследок отступали
С разбитым лбом богатыри…

Стоит она, как и стояла,
Твердыней смотрит боевой:
Она не то чтоб угрожала,
Но… каждый камень в ней живой..)

 

Возвращаюсь к тексту статьи Роджерса.

Отчаянных, славных и бесстрашных воинов было много и в Малороссии. Автор называет и Ивана Богуна, и Максима Кривоноса, говорит о многих –  от Ивана Кожедуба до Людмилы Павличенко. Но все они, были гражданами либо РИ либо СССР, то есть были «имперцами» и считали  себя русскими. И для нынешнего украинского режима в качестве примера для подражания не подходят. Поэтому в сегодняшней Украине другие герои и примеры для подражания, с совершенно другими стереотипами поведения и нормами.

Например «сичевые стрельцы» Австро-Венгерской армии. Которые в первом же бою были разгромлены и бежали с поля боя. Результатом был Брусиловский прорыв, рекордный по глубине и скорости наступления. Или пример из Великой Отечественной войны. 4-я гренадерская дивизия Ваффен СС «Галиция», так почитаемая в нынешней Украине была тоже разгромлена в первом же бою и больше в боях не участвовала, выполняя карательные функции. «И если вам навязывают такие образцы для подражания, то результат будет немного предсказуем – отмечает автор. И приводит пример из недалекого прошлого, когда на Мариупольском направлении при приближении ополченцев мятежных республик, воины –западенцы покинули позиции и остановились только в Ровно..

Выбор примеров для подражания в сегодняшней Украине происходит примерно так же.

Так сложилось, что государственные деятели, дипломаты, ученные, военные, творческие люди из Малороссии смогли себя реализовать, в имперской парадигме, в том, что называют русским миром. Вот и получается, что Гоголь, Вернадский, Булгаков да всех и не перечислишь, в качестве творцов сегодня не приемлемы в стране и фактически под запретом. А кто же тот светоч, который освещает дорогу к светлому будущему? Это некто Леопольд Захер Мазох, основатель и идеолог мазохизма. Или, к примеру, Маркиян Лемкивський, памятник которому стоит вроде во Львове. О нем кроме жителей  родного хутора никто никогда не знал. Не слышали даже сами жители Львова.

 В третьих. Общеизвестно, что навыки государственного управления, государственности в целом связаны с определенной преемственностью, с традициями. Способы и методы реализации проходят проверку практикой и передаются от одного поколения управленцев другому, пусть в виде баек-рассказов, традиций, разных формальных и не формальных методик, «трудовых династий» наконец.

К сожалению, ничего из этого в Украине нет. Связь с Россией, как государством – метрополией утрачена, своих традиций нет. Старейшина президентского корпуса Кравчук еще обладал такими знаниями и навыками, как управленец еще имперского уровня, но каждая последующая когорта политиков и чиновников таких знаний и умений имела все меньше и меньше.

В четвертых. Об институтах формирования и выбраковки элит. Автор отмечает, что в России формирование элит начинается от суворовских училищ (кадетских корпусов) до МГИМО. Он не обманывается (скажем МГИМО еще то блатное болото) но учат там знатно. (Добавлю от себя, что в РИ элиту воспитывали с младых ногтей, домашним, гимназическим, а потом и университетским образованием и воспитанием. Мы помним и о Царскосельском лицее и Пажеских корпусах). Выбраковка элит тоже проходила знатно. Вельможа Меньшиков на старости лет пешком потопал в Сибирь за грехи. Не забыл автор и Ходорковского, Улюкаева в современной России. Т.Е социальные лифты должны работать в обе стороны.

А вот об Академии госслужбы при Президенте Украины автор пишет, как о шарашкиной конторе по выдаче дипломов «за кабанчика». Прав ли он?

Наконец в пятых.. Автор считает, что Москва по-прежнему тащит из провинции (пусть Украина и бывшая провинция)всех боле-менее талантливых и стОящих специалистов. Взамен сбрасывая свой неликвид. Автор упоминает Климкиных, Бабченко, Пономаревых Киселевых, Ганополских. Откуда же взяться элите? И делает вывод. Тут я его просто процитирую: «Итого, мы видим на Украине отсутствие традиций государственности и институций формирования элит, местечковость мышления (хуторянство, отсутствие стратегического мышления), как говорили классики «низкое качество человеческого материала» и дополнительный негативный отбор, в результате которого из бездарных и глупых во власть пробиваются лишь самые подлые и беспринципные.

В результате клоун-президент и ветеринар-глава СНБО – это всего лишь очередная итерация на пути деградации. Следующая будет ещё хуже. Если, конечно, будет».

А что думает по этому поводу читатель?

Технический постскриптум

А что думают о «страновом элитоведении» Александра Роджерса в контексте украинских реалий наши постоянные авторы, комментаторы  и читатели – смотрите в следующем выпуске «просто Правды»

Главред «пП» Вилен Очаковский

 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

7 комментариев к записи “Элиты Украины. Реальность или химера?”

  1. Леон:

    Привіт.

    • Вілен:

      Привіт і тобі, друже Леоне, взаємно! Нарешті, я дочекався від тебе, нажаль, мікроскопічної, відповіді. Сподіваюсь, наступне повідомлення(у форматі обіцяної статті) буде значно обсяжнішим. Чекатиму надалі!

  2. леон:

    Ліричний відступ про день шахтаря сподобався, навіяв спогади. Про решту поговоримо. Вже не перший рік я бачу, як ти і твої кореспонденти ностальгують за СРСР. А скажи-но мені, чому ж ти в 82-му році попав в психушку? Все ж було так чудово. І дійсно, 100 відсотків людей, і я в т.ч підтвердять – люди тоді жили найкраще за всі роки тривалості СРСР. А тобі, бач, чому-то щось не подобалось. Зауважу, особисто я політикою не займався і Союз, на відміну від тебе, своїми діями не розвалював, не виходив, так як ти, на мітинг з жовтосинім прапором, не боровся проти (за твоїми словами) комуняків.
    Отже, в розвалі СРСР є і твоя заслуга. Тепер тобі, не подобається незалежна Україна і так хочеться знову до Москви, подалі від ,,націоналістичної” України. А Рф-ія ну прямо-таки свята та божа. І немає в ній ні нацистських, ні шовіністичних мітингів?
    ЗСУ на Донбасі убивають дітей. А ЗС РФ обстрілювали Грозний в Чечні і повністю зруйнували його, виключно пряниками і квітами.
    ЗС РФ, я впевнениий в цьому, не мають ні совісті, ні честі. Приклад – Іловайськ. Домовившись про вихід ЗСУ, вони підло відкрили вогонь і розстрілювали українських хлопців.
    Не буду описувати враження від усіх твоїх кореспондентів. Досить Ліди Березовської. Вона так і бризкає отрутою. Добре, що хоч не може вкусити.
    Отже підсумуємо. До тебе, як до людини, брата по класу в мене ставлення по людськи нормальне. В політичному плані – ми діаметрально протилежні і м’яко кажучи – опоненти.
    Бажаю здоров’я і всіх благ.
    Леон.3.9.21 року.

    • Вілен:

      Леоне, брате мій по кайлу і лопаті, я щіро вдячний тобі за побажання мені здоров’я і всіх благ, але більше мені, крім цього сказати тобі нічого й дискутувати з тобою теж немає аж ні краплі сенсу, бо ти є переконаний НАЦІОНАЛІСТ бандерівської орієнтації, а я – переконаний ІНТЕРНАЦІОНАЛІСТ ОЛЕСЕБУЗИНІВСЬКОЇ ОРІЄНТАЦІЇ.Але, аби задовільнити твою палку потребу щодо дискусії в цій темі. я наразі надішлю твій коментар тернопільчанці Лідії Березовській, і, я певен, вона прийме твій гіперпатріотичний виклик.
      Сто безхворобних років – тобі, Леоне і повноцінного добробуту, пиши, завжди радий спілкуванню з тобою, щіро вдячний за доброту до мене, Вілен.
      P.S. Лікбез для свідомого українця пана Леона Ладчука: https://mt-smi.mirtesen.ru/blog/43635208877/Kak-opolchentsyi-Donbassa-sem-let-gonyayut-NATO?utm_referrer=mirtesen.ru

  3. Лидия:

    А на Украине всегда так было -где соберутся два украинца,сразу возникнет три гетьмана. Главная мечта местечкового рогулья,добравшегося до государственных закромов-стать ПАНОМ! Пан- это их ВСЕ!Панувать и керувать…Неважно где,кем и чем..Главное-быть выше другого! И что характерно,стоит только кому-то добраться до власти,так сразу и тащат всех за собой- кума,свата,брата и братову в придачу.Ибо : “св1й до свого,по свое”Посмотрите,во что превратился славный Киев? В сплошной хутор….

  4. А вот, как считает нужным относиться к российской “страновой элите” писатель и политик, лидер партии “За правду” Захар Прилепин: https://prostopollitik.mirtesen.ru/blog/43558884892/-K-vam-yavyatsya-Prilepin-predrek-rossiyskoy-elite-revolyutsionn?utm_referrer=mirtesen.ru

    • Виталий Литвинов:

      Ну Прилепин и себя относит к категории элита и друзья у него элитарные: Шаргунов, Навальный. Эдичка Лимонов (ныне усопший) все борцуны с рыжымом. И вообще гаишника считать элитой это нонсенс. просто Жека решил как то показать себя. засветиться перед лохторатом, выборы на носу. а он себя ничем не проявил, кроме нескольких портянок в интернете. А интернет такая штука. всё помнит и скрыться, если хоть раз засветился уже не получится. вот и за прошлые “грешки” пусть отчитается.https://www.youtube.com/watch?v=pAM0uD2z8xA

Оставить комментарий

Thanks: Braintreeband