Поэт в России больше, чем поэт… Помним Его и чтим — умом и сердцем… Женины стихи — в «Огоньке» и не только…

Лирическое… ностальгическое вступление… 

Этот специальный литературно-мемориальный выпуск в рубрике «Страна Мемуария» мы посвятили вечной светлой памяти великого советского и русского поэта, классика Мровой Литературы Евгения Александровича Евтушенко. В этой, мировой, связи, мне вспоминается его, на первый взгляд, нескромное высказывание (весной 1974-го в подмосковном Переделкино, когда я с моим сыном Фиделем заезжал к нему в гости из якутского 

Мирного): «Старичок, теперь после смерти моего друга Пабло Неруды, я самый знаменитый в мире поэт.»… Сегодня мы перепечатываем из новогоднего(1990год) «Огонька» подборку Жениных стихов, и я, особо, хочу остановить Ваше читательское внимание на «Афганском муравье»… Точнее на незабываемых эпизодах моей приключенческой жизни, с этим стихотворением связанных. Как Вы видите, в «Огоньке» указана дата написания «Афганского муравья» — 1983-й. Но… я услышал этот стих из уст Поэта 18 декабря … 1980 -го.. В тот незабываемый вечер Женя прочитал этот стих из его черновой тетради (огромной, как амбарная книга) — нам — его гостям: великим советским футболистам Андрею Петровичу Старостину, Сергею Сергеевичу Сальникову, дочери и зятю Сальникова Юле и Олегу и… мне… Позднее, 20 лет спустя мой друг и земляк, по якутским северам, композитор св. памяти Олег Смирнов, положил «Афганского муравья» на музыку…Что Вы можете увидеть и услышать в нашей «просто ПРАВДЕ»:

http://prostopravda.ru/lit1.html​ — Афганский муравей — стих 

http://prostopravda.ru/lit2.html -Афганский муравей — песня 

Главный редактор «просто ПРАВДЫ» Вилен Очаковский. 

 

Евгений Александрович Евтушенко — советский и русский поэт, прозаик, режиссёр, сценарист, публицист, чтец-оратор и актёр. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Родился18 июля 1932 г., Зима, Россия

Умер1 апреля 2017 г., Хиллкрест Медикал Сентер, Талса, Оклахома, США

 

 

 

Сегодня, в дни 88-й годовщины рождения Евгения Александровича Евтушенко редакция «Просто правды» публикует в рубрике «Страна Мемуария»  скриншот его подборки стихов «К портрету времени» в журнале «ОГОНЕК» №1 за 1990 год и текст самой подборки.

Какой лучший новогодний подарок может сделать поэт своим читателям? Конечно, новые стихи. Но в данном случае это будут новые для читателя, но все-таки старые стихи. Своеобразный термин: «новые старые стихи». У каждого из этих стихотворений особая судьба. Но сначала о судьбе собственной. Она сложилась так, что мне грех жаловаться на жизнь. Несмотря на всеобщую, а подчас и особо пристальную ко мне цензуру, мне удалось еще до ХХ съезда напечатать поэму «Станция Зима», а затем «Бабий Яр» и «Наследники Сталина». В 1987 и 1988 годах журнал «Знамя» наконец опубликовал двадцать лет пролежавшие стихи «В ста верстах», «Письмо Есенину» и другие. Гласность подарила этим стихам новую печатную жизнь. Однако меня, признаюсь, мучило, что в моем архиве до сих пор лежат стихотворения, которые я сам считаю значительными в моей гражданской и политической жизни.

 

Эти стихи я никогда не прятал, но очень редко читал их публично. И не давал никому в руки не из трусливых соображений, что мне от кого-то попадет, а потому, что до гласности они могли стать предметом политических спекуляций. Честно говоря, не хотелось мне услышать боль мою, прежде всего адресованную соотечественникам, в заграничной радиоинтерпретации, как это иногда бывает. Теперь, с развитием гласности, стихи эти перестали быть сенсационными, зато приобрели ценность исторических документов.

Стихотворение «Русское чудо», понимая, что его нелегко будет напечатать, я послал А.Н. Косыгину. Он через некоторое время мне позвонил и сказал. Что стихи его тронули до слез, что он читал его вслух дома своей семье, но что он не может помочь мне с публикацией. Продуктовые сертификатные магазины вскоре закрыли, однако до сих пор в нашей стране существует валютная раздвоенность. (Это ли не унизительно для страны и народа?)

Стихотворение «Афганский муравей» я написал в 1983 году и читал его лишь в самых интимных аудиториях. Однако у кого-то оказалась хорошая память (или спрятанный магнитофон), и недавно мне’ привезли из Афганистана на кассете трогательную солдатскую песню под гитару — на эти мои слова. Я рад тому, что наши ребята возвращаются наконец из Афганистана, день, когда наш последний солдат покинет афганскую землю, будет долгожданным днем для всех нас.

«Балладу о большой печати» я написал в 1966 году во время плавания по Лене. Вся эта история не анекдот, а действительно произошла на берегах Лены в середине тридцатых. Я надеюсь, что читатели «Огонька» за несколько ерническим тоном стихотворения угадают политическую сатиру на добровольную самокастрацию незадачливых доносчиков. Это стихотворение нравилось Корнею Чуковскому. :

Итак, представляю на суд читателей «Огонька» эти три стихотворения, в которых многое, к счастью, для нашего времени потеряло актуальность. Тем не менее сами стихи, надеюсь, не потеряли смысла, все они — штрихи к портрету определенного периода нашей истории.

Автор

 АФГАНСКИЙ МУРАВЕЙ

Русский парень лежит на афганской

земле.

Муравей-мусульманин ползет

по скуле

Очень трудно ползти… Мертвый

слишком небрит,

и тихонько ему муравей говорит:

«Ты не знаешь, где точно скончался

от ран.

Знаешь только одно — где-то рядом

Иран.

Почему ты явился с оружием к нам,

здесь впервые услышавший слово

«ислам»?

Что ты дашь нашей родине —

нищей, босой,

если в собственной —

очередь за колбасой?

Разве мало убитых вам,—

чтобы опять

к двадцати миллионам еще

прибавлять?»

 

Русский парень лежит на афганской

земле.

Муравей-мусульманин ползет

по скуле,

и о том, как его бы поднять,

воскресить,

муравьев православных он хочет

спросить,

но на северной родине сирот и вдов

маловато осталось таких муравьев.

1983

 

РУССКОЕ ЧУДО

 

Есть в Москве волшебный гастроном

Пол — ну хоть катайся на коньках.

Звезд не сосчитает астроном

на французских лучших коньяках.

Просто — без нажатия пружин

Там, как раб, выскакивает джин.

Там и водка — не из чурбаков.

Вся в медалях — словно Михалков.

Ходит шеф с трясущейся губой:

«С тоником сегодня перебой.

Кока-колы, извините, нет.

Запретил цензурный комитет.

Ну а в остальном, а в остальном…» —

Он рукой обводит гастроном,

принимая вдохновенный вид,

словно он по коммунизму гид.

В коммунизме — мощный закусон!

Как музейный запах — запах семг,

и музейно выглядит рыбец,

как недорасстрелянный купец.

У дверей в халате белом страж.

У него уже приличный стаж,

Но, к несчастью, при любом вожде

стражу. тоже нужно по нужде.

Ну а тетя Глаша мимо шла.

Видит — магазин, да и зашла.

Что за чудо — помутился свет:

есть сосиски, очереди нет.

Как бы не попасться на крючок.

Ведь она считала с давних лет —

вырезки есть только из газет.

Тетю Глашу пошатнуло вдруг,

и авоська выпала из рук.

Перед нею рядом, в трех шагах

вобла, как невеста в кружевах.

Тетя Глаша — деньги из платка:

«Вот уж я умаслю старика…»,

но явился страж и, полный сил:

«Есть сертификаты?» — вопросил.

Та не поняла: «Чего, сынок?»

А сынок ей показал порог.

Он-то знал, в охранном деле хват,

пропуск в коммунизм — сертификат

И без самой малой укоризны

выстуженной снежною Москвой

тетя Глаша шла из коммунизма

сгорбленно, с авоською пустой.

И светила ей виденьем дальним

вобла сквозь хлеставшую пургу,

как царевна, спящая в хрустальном

высоко подвешенном гробу…

 

1968

 

БАЛЛАДА О БОЛЬШОЙ ПЕЧАТИ

На берегах дремучих ленских

во власти глаз певучих женских,

от приключений деревенских

подприустав в конце концов,

амура баловень везучий,

Я изучил на всякий случай

терминологию скопцов.

Когда от вашего хозяйства

отхватят вам лишь только что-то,

то это, как ни убивайся,

всего лишь малая печать.

Засим имеется большая,

когда, ничем вам не мешая,

и плоть, и душу воскрешая,

в штанах простор и благодать.

Итак, начну свою балладку.

Скажу вначале для порядку,

что жил один лентяй — Самсон.

В мышленьи — общая отсталость,

в работе — полная усталость,

но кое-что в штанах болталось,

и этим был доволен он.

Диапазон ого был мощен.

.Любил в хлевах, канавах, рощах,

в соломе, сене, тракторах.

Срывался сев, срывалась дойка.

Рыдала Лизка, выла Зойка,

а наш Самсон бессонный бойко

работал, словно маслобойка,

на спиртоводочных парах.

Но рядом с нищим тем колхозом

сверхисторическим курьезом

трудились впрок трудом тверезым

единоличники-скопцы.

за дело правое борцы.

И пропищал скопец верховный:

„Забудь, Самсон, свой мир

греховный

наш мир безгрешный возлюбя.

Я эту штучку враз оттяпну,

И сколько времени внезапно

свободным станет у тебя.

Дадим тебе, мой друг болезный,

избу под крышею железной,

коня, коров, курей, крольчих

и тыщу новыми — довольно?

Лишь эту малость я безбольно

стерильным ножичком чик-чик!»

 

Самсон ума еще не пропил.

Был у него знакомый опер,

и, как советский человек,

Самсон к нему: «Товарищ орган,

я сектой вражеской издерган,

разоблачить их надо всех!»

Встал опер, свой наган сжимая:

«Что доказать скопцы желают?

Что плох устройством белый свет?

А может,— мысль пришла

тревожно,

что жить 6ез органов возможно?»

И был суров его ответ:

«У нас, в стране Советской, нет!»

В избе, укрытой темным бором,

Скопцы, сойдясь на тайный форум,

колоратурно пели хором,

когда для блага всей страны

Самсон — доносчик .

простодушный

при чьей-то помощи радушной —

сымал торжественно штаны.

И повели Самсона нежно

под хор, поющий безмятежно,

туда, где в ладане густом

стоял нестрашный скромный

стульчик,

 

простым-простой, 6ез всяких

штучек

и без сидения притом

(оставим это на потом).

 

И появился старикашка,

усохший, будто бы какашка,

Самсону выдав полстакашка,

он прогнусил: «Мужайсь, родной!», =

поставил на пол брус точильный

и ну точить свой нож стерильный

с такой улыбочкой умильной,

как будто детский врач зубной.

 

Самсон решил, момент почуя:

«Когда шагнет ко мне, вскочу  я

и завоплю что было сил!» —

но кто-то, вкрадчивей китайца,

открыв подполье, с криком:

«Кайся!»

вдруг отхватил ему и что-то,

и вообще все отхватил.

И наш Самсон, как полусонный,

рукой нащупал, потрясенный,

там, где когда-то было то,

чем он, как орденом, гордился

и чем так творчески трудился,

сплошное ровное ничто.

И возопил Самсон ужасно,

но было все теперь напрасно.

На ном лежала безучастно

печать большая — знак судьбы,

и по плечу его похлопал

разоблачивший секту опер:

«Без жертв, товарищ, нет борьбы».

 

Так справедливость, как Далила,

Самсону нечто удалила.

Балладка вас не утомила?

Чтоб эти строки, как намек,

здесь никого не оскорбили,

скажите — вас не оскопили?

А, может, вам и невдомек?

1966

 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

15 комментариев к записи “Поэт в России больше, чем поэт… Помним Его и чтим — умом и сердцем… Женины стихи — в «Огоньке» и не только…”

  1. Дополнительная информация к данному материалу
    http://mosday.ru/news/item.php?949483&view=full

  2. Виталий Литвинов:

    Да. за такие «крамольные» стихи Евгения запросто могли упечь в учреждение карательной психиатрии. А стихотворение «Русское чудо» это вообще исторический документ, который следовало бы прочесть некоторым. ностальгирующим по благословенным сссровским временам.

    • Уважаемый Виталий! Спасибо, что отозваались ТАКИМ комплиментарным(в адрес моего друга Жеии Евтушенко) комментарием!Да, Вы правы: «… за такие «крамольные» стихи Евгения запросто могли упечь в учреждение карательной психиатрии. См. в эту тему здесь:
      ============================================================================================
      (https://www.gazeta.ru/science/2019/02/12_a_12178051.shtml ) «За судьбу Солженицына также очень сильно переживал Евгений Евтушенко. Как следует из статьи Александра Беляева «Я человек – вот мой дворянский титул», 12 февраля поэт, узнав об аресте писателя, поздно вечером дозвонился до Андропова и заявил, что, если хоть один волос упадет с головы Солженицына, он, Евтушенко, покончит с собой. В книге «Волчий паспорт» поэт написал об этом более романтично: «… если великого лагерника посадят, я буду готов умереть на баррикадах». На имя Брежнева Евтушенко отправил телеграмму, в которой уже в более умеренных тонах высказывал опасения за судьбу Солженицына.  
      =====================================================================================================
      ЭТОГО же опасалась и его вторая(после Бэлы Ахмадуллиной) жена Галя, которая «плакалась мне в жилетку» в марте 1974-го на даче Евтушенко в Переделкино на Гоголял,1..
      — Вилен, мне страшно: ОНИ могут — за солидарность с Солженицыным, отправить Женю в психхушку или выслать из страны, как Александра Исаевича…
      -Галя, успокойся, ОНИ этого не сделают: Женя настолько велик и известен в стране и мире, что ЭТО их остановит…
      -ИХ это не остановит: ОНИ же не остановились и заехали в Прагу на танках…
      — Галя, успокойся: вторжение в Прагу- это совсем другая история…
      ==============================================================================================
      Виталий, поверьте, я бы мог Вам поведать немало эпизодов в эту, евтушенковскую, тему, но…ограничусь только этим…

  3. Салют, Вилен!

    Поэт Евтушенко просто не может «не нравиться»! К сожалению, не так близко знаком с его Творчеством, но то, с чем «сталкивался» и сейчас «столкнулся» – ВПЕЧАТЛЯЕТ, БЕССПОРНО!!!

    Кстати – Символично выглядит на фоне Творчества и его сегодняшняя Юбилейная Дата: как известно, восьмерка, положенная набок – Символ БЕСКОНЕЧНОСТИ! А тут – их даже ДВЕ! Да ещё и СТОЯЧИЕ, НЕПРЕКЛОННЫЕ!!!

    Повезло тебе с Другом! Да и Ему – ТОЖЕ!!!

    БУДЬ ЗДОРОВ!!!


    Юрий Скоробогатов

  4. nina:

    Очевидно, что Евтушенко был любимцем властей,иначе об не имел бы тех возможностей,которые имел.Всегда 100% выездной. Многим такое и не снилось.Тут выше я прочитала, что «русское чудо» могли упечь в психушку.Но ведь не упекли.Очевидмо,ему кто-то покровительствовал.
    Евтушенко, конечно, сильный поэт.Думаю,что он был искренний патриот.Об этом говорят многие его стихи,это вам не Рождественский.
    Но скажу прямо, человек,которому так покровительсвуют,невольно вызывае настороженность и подозрение в некой «ловкости».
    Но я его не люблю не за ЭТО.
    Это человек, сыгравший зловещую роль в судьбе маленькой несчастной поэтессы Ники Турбиной.
    Раскрутил ,распиарил, приручил, а потом, когда она перестала быть интересной для публики, просто отшвырнул за ненадобностью.Обрушить такую славу на маленького ребенка, возить повсюду,оторвать от учебы и нормальной детской жизни,-что это? У ребенка психика неустойчива,разве можно такое выдержать?
    Печальный финал всего этого был закономерен.

    • Уважаемая Нина, позвольте Вам задать вопросы на «засыпку»:
      1)Вы были лично знакомы с Поэтом Евгением Евтушенко?
      2) Вы бывали у него в гостях в Передеокино? Я был, многократно.
      3)Он был у Вас в гостях в Одессе или в Ришон -ле Ционе?У меня он был в Мирном 23августв 1974-го.
      5)Вы знаете, точно, причину, почему он прекратил опекать Нику Турбину?
      6) Вам известно, что кроме Ники Турбиной ему приходилось опекать душевнобольного сына Петю(от Гали), который, впоследствие скончался в психбольнице? 7)Вы знаете о том что ЕАЕ инициировал мою психиатрическую реабилитацию- обращением к министру ЗО СССР академику Чазову и не только мою — Жореса Медведева и Натальи Ратушинской?
      8)Вы знаете о том, что ЕАЕ ходатайствовал как член Секретариата СП СССР перед главврачом Днепропетровской спецпсихушки о смягчении для меня режима содержания(лечения-калечения)?
      9)Вам изаестно, что его многочисленные выезды в загранкомандировки были инициированы многочисленными приглвшниями его из-за бугра и партцерберы были вынуждены его выпускать за рубеж? Рождественского, Дементьева и др. классиков не приглашали ТАК активно…..
      10)Вам известно, сколько его стихотворений было «зарублено» цензурой, несмотря на установку Суслова»Быть бережным к творчеству Евтушенко, ибо оно — национальное достояние Советского Союза»(Об этом Женя однажды мне «поплпакался в жилетку» в Переделкине: «Старичок, ОНИ выкинули из моего даухтомника 75 стихов, несмотря на «установку» Суслова»…Нина, я бы мог этот вопросник продолжить, но но вижу в этом смысла. По сему ограничусь советом «парафразом: «Не зная броду, не сунься в воду»- Не зная человека, не спеши его хулить!» Или…хвалить, тоже…

      • nina:

        Вы меня убедили, что Евгений Евтушенко был очень хорошим ,отзывчивым на чужую беду человеком. Это ,безусловно, меняет мое отношение.
        Но и у хороших людей бывают тяжелые грехи.Мы никуда не денем тот факт,что именно он раскрутил в свое время Нику.Для этого мне не нужно знать его лично и встречаться с ним в России,Израиле, или где-либо еще.Именно он сделал ее знаменитой, ввел в публичную сферу, возил по выступлениям, окунул во всю мишуру и суету публичности,взвалив на плечи ребенка непосильную ношу.Как можно это отрицать? И уже не важно почему он не мог ,начиная с какого-то момента ей покровительствовать. Это было обязательно?Почему нельзя было просто ,без этой мишуры, развивать дарование юного поэта?
        Вы об этом когда-нибудь с ним говорили?

  5. Уважааемая Нина, я очеь сожалею, что Вы ТАК недопонимаете роль Евгения Евтушенко в «ракручивании» «юного поэта» Ники Турбиной. Что ж постараюсь, Вас доинфомироавть, в деталях, — по сути этой драматической и печальной истории…Моими кммент-вствыками в Вашу личностную характеристику Евгения Евтушенко как могильщика(…) «юного поэта»Ники Турбиной…
    =========================================================== Н.Р.:»Вы меня убедили, что Евгений Евтушенко был очень хорошим ,отзывчивым на чужую беду человеком. Это ,безусловно, меняет мое отношение».
    ======================================================== В.О.:(Спасибо! Надеюсь, Вы, как УМНЫЙ человек, правильно поймёте и остальные детали оценки Личности ЕАЕ, с моей подачи!
    ==================================================================
    Н.Р.:»Но и у хороших людей бывают тяжелые грехи.(В.О.: Бесспорно: приведу два примера — таких «хороших», знаменитых, людей: великий композитор Рихард Вагнер и великий пмсатель, Лауреат Нобелевской премии Кнут Гамсун…Да и Лауреат нобелеыки Барак Обаиа из той же «опры»)(Мы никуда не денем тот факт,что именно он раскрутил в свое время Нику.Для этого мне не нужно знать его лично и встречаться с ним в России,Израиле, или где-либо еще.(В.О.: Я считаю иначе — чтобы узнать человека, нужно «съесть с ним два пуда соли» или, как минимум пообщвться с ним с глазу на глаз»)Именно он сделал ее знаменитой, ввел в публичную сферу, возил по выступлениям, окунул во всю мишуру и суету публичности,взвалив на плечи ребенка непосильную ношу.Как можно это отрицать?(ВО.:А я отрицаю(!): Евтушенко своё дело сделал: дал ей старт в Большую Поэзию! А дальше..ушёл, как тотшекспировский мавр. Не мог же он опекать её годы и десятиоетия, при его катстрофической занятости как литератора, общественного деятеля и, наконец. многодетного отца и пр. Вот М.М. Ботвинник дал старт Гарри Вайнштейну(Каспарову) в Большие Шахматы, а дальше Гарик сам и с пмощью мамы и др. добрых людей «раскрутиося».Женя ли виноват, в том, что Никв родилась с определёнными психическими отклонениями, что ей не повезоло с мамой и бабушкой, и с мужем, на 60 лет старше её?.Кстати, Евтушенко раскручиывл и моего Фиделя: организовал ему смотрины как юному футбольному дарованию в московсеком «Спартаке» — у его друга уолимпийского чампиона С.С Сальеикова, а дальше я, отец, «рвскручивал Фиделя, да и он сам, будучи в здравом уме,»раскрутился) И уже не важно почему он не мо,начиная с какого-то момента ей покровительствовать.(В.О.: Очень даже ВАЖНО!) Это было обязательно?Почему нельзя было просто ,без этой мишуры, развивать дарование юного поэта?(В.О.:Почему — я уже обэяснил выше!Отключиьте эмоции и включите элементарный рассудок и ТОГДА Вам откроется это «почему»)
    Вы об этом когда-нибудь с ним говорили?(В.О.:Нет! Не говорил!)

Оставить комментарий

Thanks: Braintreeband